Электробус МАЗ-303E10 создан на базе дизельного автобуса третьего поколения, который был впервые представлен в августе прошлого года, и максимально унифицирован с ним по узлам, агрегатам, элементам облицовки и электронным системам. В отличие от получивших широкое распространение в Минске электробусов "Белкоммунмаша", использующих основанную на суперконденсаторах технологию быстрой подзарядки, МАЗ-303Е10 является электробусом с так называемой ночной зарядкой типа ONC (OverNight Charging). Он оснащен литий-железо-фосфатными аккумуляторными батареями, которые отличаются высокой удельной емкостью (412 Ач) и длительным сроком службы. Расчетный запас хода электробуса МАЗ-303Е10 - до 300 км. Это довольно высокий показатель, сопоставимый с лучшими европейскими образцами.
Батареи-накопители МАЗ-303Е10 (частично они размещены в заднем свесе внутри моторной шахты, частично - на крыше) заряжаются от автономного трансформатора, подключаемого к напряжению 380 В, или на специально оборудованных станциях с возможностью подключения к разъему CCS2 Combo (для доступа к нему нужно открыть задний капот).
Полный заряд при максимальном токе (150-200 А) обеспечивается за время от 4 до 6,5 часов. Суммарный запас энергии батарей составляет 285 кВт·ч.
Электробус оснащен асинхронным электродвигателем ZF CeTrax. Эта инновационная модель имеет максимальную (пиковую) мощность 300 кВт, номинальный момент 2170 Н·м (пиковый - 4500 Н·м), номинальное напряжение 650 В и расчетное потребление электроэнергии при полной массе электробуса 0,8 кВт·ч/км. Благодаря передовому электродвигателю МАЗ-303Е10 обладает преимуществами по динамике разгона, запасу хода и расходу электроэнергии на единицу пройденного пути.
Еще одна конструктивная особенность МАЗ-303Е10 - силовая установка размещена за надстроенными панелями, что позволило достичь минимальных показателей по шуму и вибрации.
Дополнительным преимуществом электробуса МАЗ-303Е10 является глубокая унификация с серийными дизельными автобусами МАЗ: передняя ось с независимой подвеской, ведущий мост и ряд других агрегатов и узлов. Это позволит операторам пассажирского транспорта иметь однотипный парк техники в комбинации дизельных автобусов и электробусов и обеспечивать оптимальную стоимость владения.
В представленном варианте компоновки в салоне установлено 30 мест для сидения, при этом в безбарьерной зоне (на низком полу) расположено 14 сидений. Общая пассажировместимость электробуса при максимальном количестве батарей - 72 человека.
От автобуса третьего поколения электробус позаимствовал ряд технических решений, обеспечивающих высокий комфорт как для водителя, так и для пассажиров. На дверях предусмотрены так называемые теплые кнопки, установлена бесконтактная система противозащемления, выдвижная аппарель для маломобильных групп населения получила электрический привод. Высота ступеньки над уровнем дороги - 320 мм.
Кондиционер работает на охлаждение и обогрев. Освещение салона - изменяемое по тонам. Подсветка может быть разной - "холодной" утром и "теплой" вечером. USB-порты обеспечивают зарядку смартфонов и планшетов на всех рядах сидений.
Важная особенность конструкции электробуса МАЗ-303Е10 - отопление в салоне электрическое, что обеспечивает абсолютную экологичность данной модели.
На заводе не скрывают, что электробус МАЗ-303E10 (так же как и дизельный автобус третьего поколения с двигателем Евро-6) в первую очередь предназначен для завоевания европейского рынка. Тем не менее и от "домашних" заказов МАЗ отказываться не собирается.
Статья подготовлена по материалам: www.abw.by; https:www.belta.by